Новости и события

9 ноября 2015

Новосибирская ТПП выступила соорганизатором четвертого Форума «Молодые миллионеры Сибири»

 Форум принес с собой много интересного. В частности, массу интересных людей, идей, нетривиальных бизнес-технологий и решений. А также провозгласил приход новой «бизнес-эры»… 


 В этом году Форум проходил под темой «Digital-инструменты для малого бизнеса» и лозунгом «Для обладателей идей с шестью нолями». При этом аудитория состояла не только из «киндерсюрпризов» «до 25» и более зрелых «стартаперов», но и просто энтузиастов предпринимательского дела и «примазавшихся к ним» экспертов и журналистов.


 Как подметил депутат, председатель Комиссии горсовета Новосибирска по предпринимательству Игорь Салов, в названии Форума есть доля юмора и даже иронии. Термин «молодежное предпринимательство» несет в себе определенный вызов обществу. Хотя принято очень много говорить о поддержке малого бизнеса, редко когда доходит до конкретных шагов по её реализации. Малый бизнес Новосибирска активно развивается в таких традиционных сферах как услуги и торговля. Однако на сегодня востребовано властью и обществом, и выходит на передний план развитие предпринимательства в реальной сфере.


 По словам председателя Комитета поддержки и развития предпринимательства мэрии Новосибирска Максима Останина, бизнес-форум — отличная возможность завести новые полезные контакты, обрести новых друзей. «Главная ценность подобных мероприятий — «живые» практические знания и полезные связи, которые просто так не найти, — обратился к аудитории президент Новосибирской ТПП Вячеслав Маркелов. — Однако своими экономическими успехами Новосибирск во многом обязан вашей энергии и вашему труду».


 Как подчеркнул генеральный директор члена НТПП — ГК «Отелит», председатель Сообщества молодых предпринимателей Новосибирска, председатель Совета предпринимателей Калининского района Новосибирска Евгений Бурденюк, «У всех, кто занимается бизнесом, есть масса насущных проблем и вопросов, ответы на которые можно найти только на таких мероприятиях. Я за то, чтобы сфера предпринимательства росла и развивалась. Благодаря новым технологиям и подходам в бизнесе сегодня есть место предприятиям любой величины и степени зрелости».


 С сенсационным докладом «Что меняется или маркетинг двух поколений» выступил Аркадий Цукер (г.Москва). Как поведал «столичный гость», сегодня часто случается, когда сделали цифровой проект, а львиная доля потенциальных потребителей «нецифровые». Либо инициативы и идеи генерирует «цифровое поколение», а деньги находятся у тех кому «за 35». В результате возникают такие дилеммы «отцов и детей» как: «Пап, дай денег? — А я не пойму, на что…» или «Сынок, есть свободные средства, но не знаю, куда вложить».


 Основная доля российских предприятий еще «не вошла» в кризис. «Кризис» (греч. «переход») существует тогда, когда мы знаем откуда и куда переходим (кризис болезни, кризис возраста т.п.). Также существует кризис перехода компаний из оффлайна в онлайн. При этом «переход» не означает полный отказ от первоначальной модели (недаром так ценятся взрослые, сохранившие детскость). Однако парадигмы ведения бизнеса, представления о сервисе и функционале кардинально меняются.


 Во-первых, модифицируется представление о предназначении бизнеса. Если для поколения X (40-50-летних) превыше всего капитализация (деньги), то для поколения «пеп…», извините Y, это — оптимизация, «символическая» капитализация, повышение собственного статуса в «тусовке», в Сети. А деньги появляются как «приложение». «Нельзя напрямую заработать деньги в Сети, — утверждает Аркадий Цукер. — Она откликается (в т.ч. деньгами) только тем, кто пришел делать имя за счет интересных людям «приколов». Поэтому требуется перестройка мышления из «офлайна» в «онлайн». 


 Во-вторых, если для «людей X» предметом торговли является продажа решений, то для «людей Y» — продажа возможностей. Она заключается в создании для потребителей виртуальной площадки, где они сами могут найти для себя решение либо скомбинировать из нескольких. При этом, если в первом случае покупатель пассивный (он ничего не делает и ему надо все «разжевать»), то во втором он покупает тем больше, чем активнее вовлечен в «процесс» — разработку, продвижение и производство продукта.


 В-третьих, образуются различные «бизнес-цепочки». Если для «иксов» она выглядит как «Реклама — Продажа — Лояльность», то для «игреков»: «Лояльность — Реклама — Коммуникация — Продажа». Сначала мы формируем тему, сообщество интересующихся ею людей, налаживаем их общение. А затем, чтобы его поддержать, вбрасываем туда свою рекламу, чтобы «прикалывались», «лайкали» и «репостили». Ведь продажи возможны лишь пока сообщество живет данной «темой». Например, сеть Facebook создавалась как социальная группа для 25 однокурсников! «Ключевой» момент — взаимный интерес и причастность. Только тогда возникает «сарафанное радио».


 То, что клиент готов работать на онлайновый бизнес больше чем его сотрудники, по сути являться его внештатным дизайнером, рекламистом и маркетологом, знаменует переход из «эры предпринимательства» в «эру регулярного бизнеса». Их отличие как в величине маржи (30%-1000% в первом и 7%-8% во втором случае), так и в том, что до 30%-40% расходов бизнеса перекладывается на потребителя. Например, рекламную компанию Nike благодаря конкурсу на лучший рекламный ролик ведут потребители, дизайнерские проекты Zara тоже присылают её клиенты. В итоге получается эффективный бизнес с низкой маржой. 


 В-четвертых, стать первым на рынке («кто первый, того и тапки») становится не принципиальным. Преимущество получает более «прикольный», удобный, технологичный и «няшный». Недаром на рынке мессенджеров ICQ без труда вытеснил Skype, а последний — What’sUp. При этом задача поддержания конкурентоспособности усложняется. По мнению Аркадия Цукера, «надо постоянно бежать и быть «на гребне», иначе «снесут».


 В-пятых, если «поколение X» готово работать на будущий результат, ожидая вознаграждения «потом», то «игреки» хотят творчества и реализации «здесь и теперь». Отсюда отношение («Боже, — они вообще не хотят работать!», «Вкалывать как «предки», чтобы чего-то достичь к пятидесяти? Ну его…», «Давайте сегодня что-нибудь прикольное сварганим? Вдруг стрельнет?»). «Завтра» становится «постоянным случайным сегодня», проектное мышление умирает. Поэтому по итогам «Селигера» — 5 лет времени, 7 000 проектов, из которых до сих пор «живет» 4. «Поигрались» и забыли, — неинтересно….


 Мотивы персонала из «отцов» и «детей» тоже различны. Если «предки» мотивированы заработком, стабильностью и карьерой, то «сыны» осмысленностью и значимостью своих трудовых действий, сочетанием игры и работы («игработой»), работой-квест. Если вспомнить старую притчу, они настолько не желают «таскать камни», а стремятся «строить храм», что при «расчетах смыслом» готовы забывать про зарплату. 


 И последнее, но не менее важное, заключается в том, что «потребитель с «хромосомой Y» добивается не удовлетворения от обладания лишним продуктом, а «расширения сферы доступности». Т.е. он считает себя состоявшимся не тогда, когда у него чего-то много, а когда ему доступно то, что он хочет. Поэтому вместо торговли товарами на первый план выходит торговля доступом к ним, в т. ч. через электронный портал. 


 Напоследок г-н Цукер призвал никого не тащить в «Digital-эру» насильно: «Цифровой» проект нужен только «цифровому» клиенту. Для остальных требуется «хороший офлайновый продукт». Аве, Цезарь, – идущие в офлайн приветствуют тебя!

Источник: tpprf.ru