Новости и события

5 апреля 2016

Комитет Алтайской ТПП обратится в ТПП РФ в связи с отклонением законопроекта о льготных пенсиях для медработников частного здравоохранения

31 марта состоялось расширенное заседание Комитета Алтайской ТПП по здравоохранению под председательством члена Президиума Алтайской ТПП, заведующего кафедрой Алтайского государственного медицинского университета Владимира Куликова. В заседании приняли участие: заместитель председателя комитета по здравоохранению и науке Алтайского краевого Законодательного собрания Николай Якушев, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Наталья Буянкина, главный специалист отдела лицензирования Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Людмила Мозговая, представители частных медицинских и косметологических компаний края.

В связи с отклонением 11 февраля 2016 г. Государственной Думой проекта поправок в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предлагающего распространить право на досрочную пенсию на медицинских работников частных клиник, комитетом Алтайской ТПП по здравоохранению подготовлено обращение в адрес Торгово-промышленной палаты России с просьбой поддержать принятие поправок в вышеуказанный ФЗ.

По мнению членов комитета, отклонение законопроекта является нарушением конституционных прав на равенство перед законом и пенсионное обеспечение, ограничением прав врачей на выбор места работы и нарушением антимонопольного законодательства в пользу государственных медицинских организаций.

В настоящее время досрочная пенсия по старости полагается медицинским работникам, проработавшим в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах и/или сельской местности и поселках городского типа. Это правило, прописанное в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», действует только для врачебного и среднего персонала государственных больниц, в качестве организационно-правовой формы которых указывается понятие «учреждение».

В 2004 году Конституционный суд РФ подтвердил, что сама по себе форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения досрочных трудовых пенсий по старости работникам учреждений здравоохранения.

В определении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 года № 1646-О говорится, что «законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение».

Вместе с тем, понятия «учреждение здравоохранения» нет в основном законе по здравоохранению, Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон). В нем имеется понятие «медицинская организация» - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Данный Закон четко уравнивает все медицинские организации и «медицинских работников» (понятие также дано в Законе) в их правах и обязанностях, в том числе в трудовых (должностных) обязанностях, в которые входит осуществление «медицинской деятельности» (понятие также определено Законом).

Кроме того, в настоящее время многие частные медицинские организации работают в системе обязательного медицинского страхования, что не отличает их от государственных, которым разрешены платные медицинские услуги.      

По мнению членов комитета, планируемые нововведения в здравоохранении (распределение после окончания ВУЗа, введение непрерывного обучения врачей, аккредитации специалистов, увеличение документооборота и лечебной нагрузки, запрещение работать в частной медицине в течение 3-х лет после окончания обучения, невысокий уровень заработной платы и другое вместе с неравенством в пенсионном обеспечении врачей разных медицинских организаций) снижают привлекательность врачебной специальности у молодежи и подталкивает уже профессиональных врачей уходить из специальности.

Решение о направлении обращения в ТПП РФ было принято единогласно. 

На заседании был также рассмотрен вопрос о легализации теневого сектора в сфере косметологии, который уже поднимался на круглом столе 15 марта 2016 года по инициативе общественной организации «Косметологи Алтайского края».

Оказание косметологических услуг без лицензирования является противоправным деянием, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно; ст. 171 УК РФ - осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Более того, оказание таких медицинских услуг неквалифицированным специалистом, либо в условиях, не отвечающих требованиям, установленным законодательством, может иметь катастрофические последствия для здоровья граждан.  

Участники заседания обсудили конкретные предложения по решению вопроса легализации рынка косметологических услуг.

Алтайская ТПП

Источник: tpprf.ru