Новости и события

12 марта 2015

Импортозамещение – это вопрос национальной безопасности

  28 февраля в рамках Красноярского экономического форума прошла научно-практическая конференция «Промышленная политика импортозамещения. В поисках новых кандидатов на взлет?»


  Сессия была задумана как межотраслевая, чтобы на примере конкретных отраслей обозначить системные проблемы и найти совместные пути их решения. Фармацевтическую и медицинскую промышленность представили генеральный директор ЗАО «НИПК «Электрон» Александр Элинсон и исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия Титова. Они поделились своим мнением об особенностях развития отрасли, в том числе о стоящих перед ней вызовах, рассказали о перспективах импортозамещения.


 «Нынешнее время требует более быстрых решений», - заявил во время своего выступления А.Элинсон. В пример он привел долгий процесс разработки Постановления Правительства об ограничении доступа зарубежных производителей при госзакупках ряда медицинских изделий, и его последующее оперативное принятие, которое подстегнул нынешний кризис.


 Также Элинсон предложил в процессе дискуссии рассматривать экспорт и импорт в связке. А говоря об импортозамещении, учитывать важный аспект – государственный заказ на медицинские изделия, на долю которого приходится 95% рынка.


 Когда стартовал национальный проект «Здоровье», государство централизовало заказы и осуществило закупку большого количества медицинского оборудования на два года, напомнил эксперт. Это дало возможность предприятиям запустить целый ряд технологических цепочек, т.к. они были уверены в долгосрочном заказе.


 Таким образом, в тех направлениях, где государство обеспечивает устойчивый спрос, складываются благоприятные условия для развития промышленности и увеличения ее экспортного потенциала.


 Еще один вопрос, который волнует представителей отрасли, – запретительные барьеры на разного рода компоненты, на составляющие, на ту часть продукции и технологического процесса, которые не могут быть реализованы в России.


 В том, что ряд компонентов не может разрабатываться в Российской Федерации и должен закупаться за ее пределами, нет ничего критического, отметил Элинсон. Более важный вопрос – интеллектуальное владение продуктом, чтобы компании могли реально управлять приобретенными ими продуктами, потому что в медпроме такой параметр завязан на сервисной компании. Он является существенным, и здесь видится большой потенциал развития в сочетании с потребностями здравоохранения. То есть стоимость владения является условием по повышению конкурентоспособности компании. Поэтому «вопрос не в том, где компонент производится, а кто им управляет».


 «Импортное замещение лекарств – не просто лозунг, это вопрос национальной безопасности, - уверена Лилия Титова, исполнительный директор СПФО (Союза профессиональных фармацевтических организаций). - В настоящее время 75% средств, оплачиваемых бюджетом страны и населением, уходит за рубеж, такова стоимость зависимости от импорта. Безусловно, за последние годы пройден немалый путь: работает Стратегия «Фарма 2020», что позволило расширить номенклатуру препаратов, которые производятся в России, построены новые заводы. В то же время остается нерешенным ряд проблем: в частности, по программе импортозамещения, в основном, выпускаются дженерики. Во всем мире дженерики являются основой здравоохранения, но при этом государственный бюджет несет значительные расходы на закупку оригинальных препаратов, и оптимизация этих затрат является одним из приоритетов. Проблема в том, что зарубежные производители, которые строят в России заводы или создают контрактное производство, не спешат передавать технологии на препараты, патент на которые еще не истек. И задача государства – изменить эту тенденцию. Одним из инструментов привлечения высокотехнологичных фармпроизводств может быть долгосрочный контракт. Для потенциальных инвесторов также важным моментом является стабильность нормативной базы».


 «В стадии обсуждения находится ряд антикризисных мер, решение которых позволит стабилизировать ситуацию, - продолжила Л.Титова. - Со стороны государства требуется помощь для российских локализованных производителей - как на экономическом уровне (субсидирование кредитных ставок, индексация цен для низшего и среднего сегмента лекарственных средств), так и на регуляторном. Регуляторные процедуры довольно длительные, и рационально в рамках законодательства для отечественных и локализованных предприятий предусмотреть иные сроки».


 Комментируя выступающих, Алексей Репик пояснил, какие меры с точки зрения бизнеса необходимо принять, чтобы решить стоящие перед отраслью проблемы. Рекомендации государству от бизнеса очевидны: необходимо найти механизмы приведения кредитных ставок в России к конкурентоспособному уровню по сравнению с другими странами. Также у нас существует серьезная зависимость от импорта в части средств производства в промышленности, поэтому все программы модернизации заводов сейчас обойдутся гораздо дороже в связи с повышением курса валют.


 Ключевым показателем эффективности (KPI) конкурентоспособности российского продукта он назвал возможность его экспорта в другие страны.


 По итогам «мозгового штурма» были определены следующие направления, требующие внимания и развития::

  1. Создание конкурентоспособной продукции, экспорт как KPI импортозамещения.
  2. Снижение зависимости от импортного сырья и комплектующих.
  3. Защита собственных цепочек создания добавленной стоимости.
  4. Создание новых мощностей, модернизация существующих, повышение производительности труда.
  5. Трансфер технологий – инструментарий по созданию внутренних компетенций.
  6. Новые гармонизированные с мировыми рынками стандарты.
  7. Разумный протекционизм.

Источник: i-regions.org