Новости и события

1 июля 2016

Участники заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства поручили Ассоциации АКОН разработать дорожную карту

«Управляющие организации и госжилинспекции: новые административные барьеры для бизнеса или эффективный надзор и контроль в жилищной сфере?» - такой была тема заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

Неоднозначные отношения между жилинспекциями и управляющими организациями многоквартирных домов (МКД) - вопрос не новый, но по-прежнему острый и актуальный, отметил, открывая мероприятие, глава комитета Андрей Широков.

В ходе заседания была проанализирована система государственного надзора и контроля за деятельностью управляющих организаций, обсуждена деятельность органов публичной власти, участвующих в выполнении надзорных и контрольных функций в жилищной сфере. Участники мероприятия обсудили проблемы в этой сфере.

Свои оценки ситуации и подходы к решению насущных вопросов представили, в частности, директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ Оксана Демченко, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Сергей Креков, директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая, управляющий делами ТПП РФ Владимир Быков, председатель экспертного совета, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Александр Вербицкий, заместитель гендиректора  ЗАО «Центр муниципальной экономики Вероника Межецкая, гендиректор НП «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков, директор СРО «КИТ» Елена Шерешовец, исполнительный директор ООО «УК» Пионер-сервис» Денис Снегов и руководитель УК «Лидер-Эксплуатация» Людмила Кашко.

Многоквартирные дома, отметили докладчики, отличаются друг от друга по количеству жильцов и техническому состоянию, расходы на их обслуживание разные. Нарушения, допущенные управляющими организациями (УО), тоже различаются, а вот штрафы городские жилинспекции (ГЖИ) накладывают на УО практически всегда максимальные. Речь идет о значительных суммах – до 250 000 рублей. Они способно поставить многие УО в почти безвыходное положение (не хватает денег на выполнение своих обязанностей). Так, по Москве взыскано более полмиллиарда рублей штрафов (по некоторым данным, сумма значительно больше). Как правило, нет достаточных экономическихо обоснований для выставления таких огромных штрафов. Но самое главное заключается в том, что источники их погашения - это суммы сборов с собственников, то есть деньги, которые могли бы быть использованы для улучшения ситуации. Не выглядит корректным в таком случае и направление штрафов в бюджет – правильнее было бы использовать их в интересах собственников недвижимости, интересы которых были нарушены управляющими организациями (за что последние и оштрафованы).

Сегодня нет точного определения рамок, в которых должны действовать  жилищные инспекции. Определенная противоречивость жилищного законодательства привела, в частности, к дисбалансу профессионального и административного регулирования в жилищной сфере.

По мнению многих участников мероприятия, имеет смысл вернуться к прежней практике, когда ГЖИ контролировали состояние МКД и уже на основании этого делали выводы о работе и упущениях УО. Сегодня ГЖИ прямо контролируют выполняемую УО работу, а это не одно и то же. Очень жаль, что нет теперь БТИ (бюро технической инвентаризации). Было бы целесообразно возобновить их работу. Что же касается собственников жилья, то здесь есть острая потребность в органе по медиации, чтобы вырабатывать единое мнение относительно работ по дому - часто требования и желания жителей бывают диаметрально противоположными. ГЖИ реагируют также на анонимные обращения, которые нередко имеют целью сведение счетов, а все это в итоге сказывается на деятельности УО. Проверки следуют одна за другой. Для примера - в год больше 40 проверок по одной из УО. Огромная проблема – неплательщики: процедура взыскания долгов чрезвычайно сложная, между тем, именно этих денег может не хватить для выполнения обязательств перед добросовестными плательщиками.

Возможно, договор между управляющей организацией и собственниками способен снизить накал противоречий на линии «владельцы жилья - ГЖИ – УО». Надо также выработать единые механизмы эффективного надзора и контроля за деятельностью управляющих организаций. Необходимость контроля сама по себе ни у кого не вызывает сомнений – претензий жителей ко многим УО достаточно, и они нередко вполне обоснованные. Необходимо, тем не менее, снижать административные барьеры, не теряя при этом контроля за рынком управления жилой недвижимостью.

Эти и другие шаги, по мнению участников заседания комитета, способны изменить ситуацию к лучшему.

В итоге участники заседания поддержали целесообразность создания «Дорожной карты по снижению административных барьеров на рынке управления жилой недвижимостью» в контексте реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года. Ассоциации АКОН совместно со специалистами Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства поручено разработать проект такой дорожной карты. Не позднее конца октября 2016 года он должен быть представлен членам комитета для рассмотрения и согласования.

Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь

 

image description Документы

Презентация проект МЖИ.pdf

Павленков Ю.В._Баланс проф. и адм. регулир. в жилсфере.pdf

2016-06-29_ДОКЛАД_Креков_АКОН в ТПП_УО и ГЖИ.pptx

Шерешовец Е.В._СРО УН КИТ_Сист. контроля над УК.pdf

Фотогалерея