Новости и события

23 июля 2014

Рейтинг высокотехнологичных компаний представляет лидеров новой экономики России

 Для оценки потенциала инновационного бизнеса в 2012 году Российской венчурной компанией (РВК) в сотрудничестве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) и совместно с другими российскими институтами развития был реализован проект по созданию первого в России рейтинга быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний (ТехУспех). Работа над этим рейтингом продолжается и сейчас. С исполнительным директором АИРР Иваном Бортником побеседовала главный эксперт аналитического отдела ТПП РФ Елена Янчук.


 – Иван Михайлович,в России есть ряд рейтинговых компаний, например РА Эксперт, которые составляют похожие рейтинги. Зачем понадобилось создавать ТехУспех и в чем его особенности?


 – Да, вы правы, рейтингов сейчас довольно много. И РА Эксперт проводит один из наиболее известных. Это рейтинг "газелей", то есть компаний, которые быстро развиваются. В этом – наше сходство. Если рассматривать ТехУспех с такой точки зрения, то можно сказать, что это рейтинг "высокотехнологичных" газелей. Мы, кстати, с представителями РА Эксперт это обговаривали.


 Действительно, мы иногда пользуемся рейтингом коллег как одной из баз данных для отбора высокотехнологичных компаний. Однако между нашими подходами есть различия. В нашем рейтинге существуют дополнительные требования, которые отражают именно высокотехнологичность компаний. Это, например, расходы на НИОКР, на технологические инновации, оценка доли новой продукции.


 И чтобы быть точным, надо сказать, что вообще ТехУспех – это идея РВК, которая отвечает за формирование инновационной экосистемы в стране.


 – А какую роль играет АИРР в составлении рейтинга?


 – С формальной точки зрения мы – его оператор. Ведем рейтинг уже третий год. Но у нас, как у Ассоциации инновационных регионов, есть к ТехУспеху и свой интерес. Наверное, нужно, чтобы люди знали те компании, которые действительно являются инновационными и продукт которых на самом деле повышает конкурентоспособность экономики, вообще полезен и нужен населению. Знали, какая компания этот продукт производит. А самим компаниям хорошо бы иметь узнаваемый и привлекательный бренд.


 Поэтому мы хотим в некоторой степени содействовать популяризации этого продукта и производящей его компании. Мы компании отбираем, проводим соответствующие пиар-акции, обеспечиваем публикации, передачи на телевидении. Причем только отечественным рынком стараемся не ограничиваться. В прошлом году, например, ВЭБ направлял целевые средства, чтобы продвигать информацию о наших компаниях через ленту Блумберг и другие иностранные СМИ. В этом смысле нам очень полезно взаимодействие с Price Waterhouse Coopers (PWC), которая присоединились к нам в качестве партнера в 2013 году. По большому счету, иностранцы знают, условно говоря, Газпром, РЖД и другие отечественные мегакомпании. А тут для них открывается новый блок очень интересных организаций, о которых они могут рассказать.


 – А есть конкретные примеры успешного продвижения компаний на российском или зарубежных рынках?


 – Давайте начнем с того, что мы не ставим перед собой задачи по их коммерческому продвижению. Хотя бы потому, что компании, о которых мы говорим, и без нас доросли до высоких рейтингов и миллиардных оборотов. На самом деле, многие из них уже работают на зарубежных рынках и успешно вытесняют иностранные продукты с рынка отечественного.


 Поэтому мы фактически популяризируем их среди населения России, среди других компаний, управленческих структур. Благодаря нам многие становятся известны на самом высоком уровне. Руководители таких компаний участвуют в правительственных мероприятиях, встречаются с управленцами высшего звена. И их начинают слышать как лидеров новой экономики России.


 Мы считаем, что хотя бы ради этого стоит делать наш рейтинг.


 – А существует ли отраслевая специфика среди лауреатов рейтинга?


 – Если вы думаете, что там сплошь и представлены компании, связанные с разработкой информационных технологий, то ошибаетесь. Они есть, конечно, но в рейтинге их не более 20 %. Приблизительно такие же показатели у химических и фармацевтических компаний, не отстают машиностроители и приборостроители. Так что далеко не все у нас в упадке, есть немало очень достойных примеров успешного высокотехнологичного бизнеса.


 – Что представляют собой такие компании? У них давняя история, или это вновь созданные организации?


 – Если посмотреть на время работы таких компаний, то более чем в 90 % оно не превышает 20–25 лет. То есть об их советской истории трудно рассуждать даже теоретически. Правда, иногда можно проследить некие опосредованные связи, как, например, в случае с Интерсколом. Его организовали бывшие сотрудники Минстройдормаша и ВНИИстройдормаша. Но они не акционировали свой институт, а организовали новую компанию. Так что если считать ее осколком советской промышленности, то надо признать, что отлетел он достаточно далеко.


 А вообще-то, мы осознанно рассматриваем в первую очередь те компании, которые возникли после выхода знаменитого советского закона о кооперативах. Это – настоящий "гринфилд", все они начинали расти с нуля.


 – Каковы перспективы развития ТехУспеха? Может быть, для продуктов его участников нужен какой-то свой знак качества?


 – Нас больше волнует, чтобы рейтинг стал привлекательным для компаний не тем, что их продукции присваивают какой-то знак качества, а несколько иначе. Мы хотим добиться такого восприятия рейтинга, которое можно выразить следующей фразой: "Я – инновационная компания, я этим горжусь, я в рейтинге высокотехнологичных газелей и я там впереди". Процесс идет, мы смотрим, как лауреаты потом на своих сайтах, в своих публикациях ссылаются на рейтинг. Что-то вроде: "Мы в рейтинге ТехУспех". Но до этого еще, мягко говоря, далековато.


 Кстати, если смотреть по отраслям, то пальма первенства здесь у информационных технологий. Там свои есть рейтинги, и для IT-компаний уже престижно заявлять о том, что в рейтинге такого-то журнала они на первом-втором месте. Нашему же рейтингу еще надо постараться стать предметом гордости. Как предметом гордости должна стать и сама высокотехнологичность.


 Но некоторые компании пока боятся. Дескать, мы тут проявились в каком-то рейтинге, а не купит ли нас кто-нибудь? Тот же Интерскол отбивается от всех, кто его хочет купить. Потому и есть определенные опасения у некоторых из разряда "как бы чего не вышло". Но мы их убеждаем: рейтинг – эта ваша защита, вы становитесь известными, а известность делает вас независимее.


 Источник: tpp-inform.ru