Новости и события

31 Марта 2016

Корпоративные закупки: новые задачи и решения для расширения участия малого и среднего бизнеса

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 29 марта 2016 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок на тему: «Участие малого бизнеса в корпоративных закупках: задачи и решения».

Активное участие в дискуссии приняли не только представители крупных госкомпаний, регулирующего органа, но и малого и среднего предпринимательства (МСП).

Открывая мероприятие, директор Департамента предпринимательства и услуг Анна Палагина отметила, что на площадке ТПП РФ обсуждаются не только проблемы малого и среднего бизнеса, но и интересы государственных компаний, а также возможности интеграции интересов заказчиков и поставщиков. Она отметила важность использования опыта накопленного компаниями в рамках реализации 223-ФЗ, а также готовность ТПП РФ реализовывать проекты для помощи МСП для более эффективного участия в закупках.

ТПП РФ планирует подписать соглашение с АО «Корпорация МСП», что позволит более эффективно совместно решать задачи по поддержке участников закупок. Обсуждение заявленных вопросов планируется продолжить в рамках проводимых ТПП РФ «Всероссийских дней малого и среднего предпринимательства».

Структурная доля малого бизнеса в России пока не достигла показателей стран – мировых экономических лидеров (Россия – 21%, Евросоюз – 47%, США – 68%). Председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов презентовал исследование, в котором приняли участие более 10,5 тысячи малых и средних предприятий.

Как показали результаты исследования, большинство российских предприятий не являются производителями – 66,4%, 27,7% – частично осуществляют функции производителей и лишь 5,9% – располагают собственными производственными мощностями.

Основными проблемами участия МСП в закупках являются: необоснованные отказы по формальным признакам, о чем заявили 22,7% респондентов, сложности при подготовке документации отметили 18,7% опрошенных, на нехватку ресурсов пожаловались – 18,1%. Также участники исследования сообщили, что не знают своих прав – 8,8%, о невозможности обучаться – 6,7%, о трудностях с поиском закупок – 2,9%.

Представители МСП сообщили, что дефицит оборотных средств в компании и отсутствие прямого контакта с заказчиком также являются существенными преградами на пути к закупочной деятельности.

В качестве положительных примеров стимулирования МСП были названы – включение дополнительного балла для участника из числа  МСП, отсутствие обеспечения требований по контракту, снижение требований для участия, поручение крупным поставщикам выращивать МСП.

Представители крупных компаний предложили в качестве мер стимулирования участия малого бизнеса в закупках офсетные контракты, меры концентрированной государственной поддержки, включая привилегированный доступ производителей к передовым технологиям, дотирование ставок по кредитам, страхование и гарантии по займам, а также упрощение доступа к торговым площадкам.

Как отметил директор Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов, в настоящее время министерство уже добилось значительных результатов по увеличению доли МСП в сфере закупок, и теперь намерено с помощью ряда государственных мер формировать благоприятные условия для стимулирования производственной деятельности в секторе вместо торгово-закупочной.

Из первоочередных задач развития сферы закупок на ближайшую перспективу Максим Чемерисов отметил создание спроса на продукты и услуги МСП, облегчение доступа МСП к закупкам путем выработки единых правил и работы с заказчиками, а также в планах влиять на структуру МСП за счет формирования предложений с их стороны.

Из проблемных аспектов Максим Чемерисов отметил: многообразие способов определения поставщиков (80 тыс. поставщиков в России), отсутствие единых требований к закупочной документации (есть анекдотичные примеры требований справки от участкового), завышенные требования заказчиков к банковским гарантиям (есть примеры ограничений по перечню банков), унификация условий функционирования электронных торговых площадок, информационная доступность заказчика. Длительные сроки взаиморасчетов, выходящие за грани разумного, по словам Максима Чемерисова, рассматриваются как злонамеренное воспрепятствование ведению предпринимательской деятельности.

В заключение представитель регулирующего органа сообщил, что планируется введение лизинга, ориентированного на МСП, и преференций для МСП-производственников.

Участники дискуссии поддержали идею Максима Чемерисова о том, что программы партнерства госкомпаний являются эффективным механизмом формирования пула квалифицированных, надежных поставщиков для заказчиков.

Учитывая многоаспектность поднятых вопросов, обсуждение проблем малого и среднего бизнеса в сфере закупок будет продолжено на площадке ТПП РФ.

Департамент предпринимательства и услуг, О.Андрюхина, Д.Рыжов

 

Фотогалерея