Новости и события

16 июня 2017

Эксперты ТПП РФ: Необходимы единые правила и условия выполнения ГОЗ для всех исполнителей

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся бизнес-завтрак на тему «Единый документ ценообразования и статус исполнителя».

Модератором встречи выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев. Открывая встречу, он отметил, что вопрос ценообразования является одной из ключевых тем функционирования гособоронзаказа. Несмотря на то, что многие проблемы ГОЗ на сегодняшний день нашли положительное решение, нерешенные вопросы еще остаются.

Сегодня совершенствование законодательства в сфере ГОЗ, прежде всего, направлено на решение вопросов, которые из-за недостаточной регламентации отрицательно влияют на хозяйственную деятельность предприятий ОПК. Как следствие – увеличиваются сроки выполнения заданий гособоронзаказа, снижается их экономическая эффективность.

На федеральном уровне актуальную повестку составляют вопросы установления единых правил и условий выполнения ГОЗ для всех исполнителей.

Если говорить о ценообразовании, то в 2017 году планируется создать единый документ, объединяющий все элементы госрегулирования и гарантирующего предприятию ОПК сохранение прибыли, полученной за счет снижения себестоимости на срок до 7 лет (схема «2+5»).

Проблема ценообразования является приоритетной для ведомства, подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников. По его словам, действующие законодательные акты в сфере ГОЗ скорее «дестимулируют» предприятия ОПК снижать стоимость производимой продукции.

Около полутора лет назад ведомство приняло решение принять системный план мероприятий по реформированию государственного регулирования в сфере гособоронзаказа, в том числе и в части ценообразования, рассказал Максим Овчинников.

В 2017 году ФАС России начала разрабатывать единый документ, который объединит все элементы госрегулирования цен. Единое положение по ценообразованию должно обеспечить:

  • единое нормативно-правовое обеспечение для всех участников размещения и выполнения гособоронзаказа;

  • применение регулирования, основанного на долгосрочных принципах;

  • формирование стимулов всех исполнителей к снижению издержек производства и реализации продукции по гособоронзаказу;

  • формирование экономически обоснованного уровня цен;

  • прозрачность и обоснованность затрат;

  • соблюдение баланса интересов госзаказчика и исполнителей гособоронзаказа.

В связи с началом реализации планов по диверсификации ОПК в 2018 году планируется ввести раздельный учет по контрактам на поставку гражданской продукции.

Должен быть установлен и единый подход к величине норматива рентабельности, применяемой к затратам на сырье и материалы, усовершенствованы нормативы трудоемкости, распределение накладных.

По словам заместителя руководителя ФАС России сегодня необходимо внедрить модель ценообразования на оборонную продукцию, которая бы мотивировала производителей за счет четких правил формирования цены на несколько лет вперед. Это обеспечит снижение затрат за счет оптимизации производства, а вся экономия останется у поставщика по гособоронзаказу. Такой механизм повысит инвестиционную привлекательность предприятий ОПК и даст возможность экономически обосновать выгоды от проведения модернизации и технического перевооружения.

Член Комитета Государственной Думы по обороне, член Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Павел Дорохин обозначил основные проблемные аспекты и противоречия, существующие в системе гособоронзаказа. Но также напомнил, что по итогам прошлого года гособоронзаказ выполнен в срок на 98% , что говорит о том, что даже при имеющихся трудностях, обеспечение безопасности и обороноспособности государства остается главной задачей.

Учитывая, что единый документ, который объединит все элементы госрегулирования цен, начнет действовать только в 2018 году, еще есть время для реализации значимых пилотных проектов, отметил заместитель руководителя Межотраслевого центра обеспечения ценообразования в сфере ГОЗ Олег Сергеев. Такие проекты уже реализуются совместно с Министерством обороны РФ.

По многим причинам предприятия малого и среднего бизнеса не могут войти в цепочки поставщиков гособоронзаказа, отметила вице-президент Елена Дыбова. Именно поэтому важно выработать алгоритм решения данной проблемы, в том числе с помощью действенного механизма, предлагаемого ФАС России, подчеркнула вице-президент.

 В дискуссии приняли участие представители ведущих предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Все они обсуждали основные блоки проблемных вопросов, возникающих у участников ГОЗ.

Во-первых, возможность компенсации расходов, понесенных за счет собственных средств. Вывод полученной прибыли с отдельных счетов. В настоящее время отсутствует единая процедура по данным вопросам. Компенсация возможна лишь при условии указания точного размера (в денежном выражении!) такой компенсации в контракте при его заключении. Речь идет о запасах, сформированных еще до заключения контракта.

Кроме того, остается неурегулированным вопрос о порядке компенсации расходов, понесенных за счет собственных средств в ходе реализации контракта, при отсутствии (недостаточности) авансирования.

Также компенсация расходов на формирование запаса исполнителя, определенных дополнительным соглашением к контракту по ГОЗ, невозможна.

Во-вторых, не определена глубина кооперации. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями. На каком уровне кооперация «останавливается» законодательно не определено.

Третье, не урегулирован порядок осуществления ряда платежей с использованием отдельных счетов.

И, наконец, отсутствуют единые принципы определения рентабельности (уровня прибыли) для всех участников кооперации.

 В ходе летней сессии «Гособоронзаказ:проблемы, решения, перспективы» прошли еще три отдельных блока «Ценообразование», «Заключение контрактов», «Практика применения спорных положений №275-ФЗ». В качестве экспертов выступили заместитель руководителя Межотраслевого центра обеспечения ценообразования в сфере ГОЗ Олег Сергеев, заместитель начальника отдела судебной работы в сфере гособоронзаказа ФАС России Владимир Авилов, начальник Управления военно-экономического анализа ГПВ и ГОЗ Минобороны России Владислав Стребков, заместитель директора ФГБУ «Федеральный экспертно-правовой центр» Андрей Маковлев.

 На второй день сессии запланированы три блока вопросов сферы гособоронзаказа «Расходы. Учет», «Банковское и казначейское сопровождение», «Государственный контроль. Административная и уголовная ответственность. Комментируем спорные вопросы участников».

Приглашенные эксперты - директор по консалтингу Центра развития компетенций Елена Ордынская, специалист Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации Михаил Голиков, заместитель руководителя Федерального Казначейства, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Александр Демидов и другие.

 Пресс-служба ТПП РФ, Е.Соломкина

Источник: tpprf.ru